Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Я в своей работе тщательно готовлюсь к экскурсии и составляю подробный план подготовки.
1. Намечаю тему экскурсии. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.
2. Определяю цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.
3. Выбираю место проведения экскурсии, заранее побываю там, разрабатываю маршрут. Предусматриваю места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.
4. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия.
6. Планирую организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяю обязанности между подгруппами или отдельными детьми.
Часто предлагаю детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использую загадки С. Маршака, Е. Благиной, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией даю также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.
Практически на каждой экскурсии уделяю большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого провожу дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
В течение последних двух лет в группе проводится исследование главной целью которой было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Моя работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.
Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:
1) Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их;
2) Дать основные понятия о взаимосвязях в этом мире;
3) Воспитать, "уточнить" чувства маленького человека;
4) Развить способности различать оттенки цвета и звука, ощущать единство с природой;
5) Проверить возможность использования разработанной системы занятий, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами природы.
Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.
Материалы по педагогике:
Комплексное использование наглядности как средство снятия
трудностей восприятия речи на слух
Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи. Отсюда возрастает роль комплексного использования средств обучения. Такой подход является обоснованным и по отношению к выбору средств наглядности, используемых в процессе обучения иностранному языку, в том числе ...
Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей
Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет длительную историю. На протяжении нескольких столетий, начиная с первых упоминаний в научных трактатах о детях с частичной потерей слуха (XVI в.) этот вопрос неоднократно поднимался представителями разных наук – врачами, педагогами, психологам ...
Развитие стиля педагогической деятельности вуза
Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности. Профессиональный труд преподавателя вуза обязательно должен содержать педагогический и исследовательский компоненты, но их взаимодействие зависит от ценностных ориентаций кон ...