Реальный педагогический опыт интересен тем, что всегда срабатывает на практике. И поэтому я далее представлю сценарий родительского собрания, который предложили Пащук А.Г., Дорошенко Т.Н. преподаватели средней школы №14.
Целесообразным является проведение анкетирования родителей перед проведением родительского собрания и других совместных мероприятий. Примеры анкет приведены в приложениях1 и 2.
Сценарий родительского собрания «Учимся общению»
.
Подготовка
1. На классных часах:
проводится анкетирование учащихся с целью изучения отношений «ребенок-родитель» с использованием метода незаконченных предложений. Например:
Мои родители .
Мне кажется, что наша семья .
Я своих родителей люблю, потому что .;
учащимся предлагается сделать рисунки «Семья за праздничным столом», «Семья на отдыхе»; учащимся предлагается графический тест: «С кем вы чаще всего общаетесь?» (на схеме должны быть отражены взаимоотношения с окружающими - расстояние между партнерами на схеме должно отражать интенсивность их общения). Например:
Результаты тестов обрабатываются психологом совместно с классным руководителем.
2. Родителям предлагается следующее задание. В течение педели они записывают свои слова и фразы, обращенные к детям. Затем эти записи классный руководитель собирает и запечатывает в отдельные конверты.
3. Школьники оформляют плакаты, рисунки па тему «Как мы общаемся».
4. Готовится музыкальное оформление: Б. Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты», В. Шаинский «Улыбка».
5. Запись на доске:
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. (И. Лафатер)
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. (Ф. Честерфилд)
Примечание: предварительная работа проводится за 2-3 недели до начала собрания.
План проведения собрания
1. Вступление классного руководителя.
Зачитывает эпиграф Ф. Честерфилда.
Стихотворение:
Любим тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож:
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло, все, чем характерна его семья. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты. Как следствие - обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.
2.Выступление психолога о проблемах взаимоотношений между родителями и детьми.
Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром?
По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку всего 18 минут. Это ли не парадокс?
Психолог знакомит родителей с итогами проведенного исследования (результаты анкет и тестов).
3.В группах родители обсуждают 3-4 ситуации общения «Родители -дети».
Представители от группы высказывают мнение о том, как разрешить возникший конфликт. Психолог или классный руководитель делают обобщение и дают совет.
Например: - Дочери разрешили гулять до 10 часов вечера, она пришла в 11 часов. Как реагируют отец, мать, старший брат?
- Как одеваться? Родители требуют надеть одно, а ребенку хочется другое.
4. Работа родителей с конвертом, содержащим их собственные записи. Классный руководитель предлагает родителям поразмышлять над тем, как, по каким вопросам, проблемам и в каком тоне происходит их общение с детьми. По вынутым запискам они определяют особенности стиля общения.
Материалы по педагогике:
Особенности толкования устаревшей лексики детьми
старшего дошкольного возраста
В практической части выпускной квалификационной работы мы поставили цель: выявить особенности толкования устаревшей лексики старшими дошкольниками. В ходе достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: На I этапе - констатирующий эксперимент (опрос детей); На II этапе ...
Методика проведения природоведческой беседы, виды бесед
Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. ...
Особенности личностного развития одаренных детей
При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые проявляются в поведении ребенка, в его общении ...