BriefEducation
Образование: теория и практика » Анализ особенностей взаимодействия школы и семьи в современных условиях » Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка

Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка

Страница 2

Однако следует отказать родительскому программированию в столь универсальном и неминуемом праве на жизнь ребенка. Как показывают современные исследования, родительское программирование — всего лишь закономерность, а не закон, обязательный для всех. Это значит, что ребенком в последующем родительский сценарий жизни может быть так и не применен, так как возможна выработка своего жизненного сценария вследствие обработки родительского опыта и исключения из него возможных негативных элементов.

Если обратиться к творческому наследию М. К. Цебриковой, то анализируя влияние социальной среды на формирование личности, М.К.Цебрикова отмечала, что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Семья не властна создать для ребенка идеальную среду, но в ее силах нейтрализовать вредное ее влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на нее, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие влияния стушуются перед ее влиянием».

На вопрос, какие качества личности должны воспитывать родители в детях, начиная с раннего возраста, педагог-мыслитель попыталась ответить в своих статьях «Идеальная сторона воспитания», «Детский патриотизм», «Детская правдивость», «Детская доброта», и др. Они были опубликованы в журналах «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», «Детский сад», «Женское образование», «Образование», «Русская школа». Мечтательность, правдивость, доброта, справедливость, выносливость, терпение, сдержанность, ответственность, трудолюбие, любовь и уважение, патриотизм, гражданственность — эти качества М.К.Цебрикова считала необходимыми для заложения основ характера личности.

Важнейшим фактором формирования личности ребенка она считала весь уклад жизни семьи. Это значит, что жизнь детей в семье является педагогически организованным процессом. Семья должна учить ребенка ухаживать за больными и старыми; вырабатывать способность сочувствовать родным, развивать чувства радости и сострадания, «детей в самом раннем возрасте можно и нужно приучать думать о других, полезно старшим позаботиться о младших». Основными методами воспитания становятся пример, слово, одобрение, разъяснение, беседа, оценка поступков. «Из отношений к семье, к старшим, к товарищам ребенок учится отношениям к людям вообще», но дети живут настоящим и сами по себе не готовятся к будущему, семья должна учить и готовить их к этому.

Уже доказано, что семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физические развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок без семьи эмоционально глух, невосприимчив к чувствам других людей. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в личностном плане, в плане роста и становления своей личности. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И поэтому, семья – это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Но с другой стороны, ребенок не пассивное существо, лениво воспринимающее влияние, направленное на развитие его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребенка в данном процессе и влияние не зависящих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребенка).

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся, овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся очень важно. Ведь, овладевая необходимыми умениями и навыками учащиеся приспосабливаются к дальнейшей жизни, способны избежать травм и др. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам н ...

Древесные и кустарниковые растения
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем биологии, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения, в том числе лабораторных работ. Рекомендуемый раздаточный материал для всех школ и может быть заготовлен силами учащихся во время осенней обрезки деревье ...

Пути формирования мотивации
Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Знаток искусства общения с людьми Дейл Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать. Для того, чтобы учащийся по-настояще ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru