BriefEducation
Образование: теория и практика » Образование как ценность » Образование как общественная и государственная ценность

Образование как общественная и государственная ценность

Страница 3

Психологическая реальность имеет специальное значение для образовательной политики. Образовательная психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к образованию, образованности, образованным людям, системе норм, регулирующих эту сферу. Историей доказана безуспешность попыток только силой закона решать проблемы образования. Никакими правовыми регулятивными воздействиями невозможно заставить граждан следовать неприемлемым для них установкам, неадекватным их менталитету, национальным традициям, актуальным чаяниям и ожиданиям. Закон исполняется, если воспринят и понят населением, принят умом и внутренне одобрен.

Опыт убедительно свидетельствует, что взаимоотношения образовательной психологии и идеологии отнюдь не однозначны. Образовательная идеология и соответствующее ей правотворчество — продукт деятельности законодателей, правоведов, зависящий от их собственной психологии, как индивидуальной, так и групповой. Общественное сознание в сфере образования определяет ее характер и направление развития, поэтому должно формироваться на основе наиболее жизнеспособных традиционных и перспективных современных культурных ценностей.

Подведём основные итоги исследования.

Ценностный подход – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности в рамках гуманистической парадигмы образования, ставящей в центр внимания человека как высшую ценность. Он позволяет решать приоритетную задачу гуманистической педагогики – отношение к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Ценностный подход выступает связующим в системе современных методологических подходов (культурологического, цивилизационного, деятельностного). Смысл современных методологических подходов созвучен сущности ценностного подхода, в котором идеалы и ценности предопределяют цели и задачи обучения и воспитания.

Ядром ценностного подхода выступает антропологическая концепция образования. Антропологическая концепция образования провозглашает человека высшей ценностью и целью общественного развития. Целью образования становится развитие общих способностей, универсальных способов деятельности, а также способности к постоянному совершенствованию человека. Образование призвано ввести людей в общечеловеческую и национальную культуру, чьим фундаментом являются ценности. Присвоение высших ценностей – «сердцевина» образования, т. к. именно они придают смысл человеческой жизни. В связи с этим образование осознается общечеловеческой ценностью.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Факторы, определяющие образование как ценность:

 социокультурные: становление гражданского и национального самосознания в российском обществе, эталоном которого стал нравственный идеал «человек-гражданин», и вследствие этого актуализация социальных возможностей личности и социальной среды, начиная с семьи, отдельных социальных групп, этносов и заканчивая в целом обществом, в становлении гармонично развитого человека;

 политические: активизация государственной политики в области образования, в частности в разработке его целей-ценностей, вследствие признания образования как одного из производственных ресурсов модернизации и охранительного механизма существующих общественных устоев; активизация общественно-педагогического движения и развитие после первой российской революции политических партий и системы парламентаризма, вырабатывавших программы развития образования;

 образовательно-научные: реформы в области образования и развитие человековедческих наук (философии, аксиологии, психологии, педагогики, антропологии и др.), способствующие укреплению статуса образования как общечеловеческой ценности и значимости антропологического обоснования его аксиологических ориентиров; утверждение в обществе нового нравственного идеала «человек-гражданин»; начало разрушения сословного характера образования.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала
Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического мате ...

Структура системы образования Франции
Система образования Франции традиционно делится на три ступени, разделенные на циклы. Первая ступень представлена доначальным и начальным образованием, которое дети получают в школах двух типов: в материнской школе (école maternelles) и в начальной школе (école primaire). Особенностью ...

Определение понятий “способность” и “одаренность”
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические ...

Разделы

© 2018 Copyright www.briefeducation.ru