BriefEducation
Образование: теория и практика » Образование как ценность » Образование как общественная и государственная ценность

Образование как общественная и государственная ценность

Страница 2

- образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

- образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен я т.д.;

- образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

- образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

Современная ситуация демонстрирует, прежде всего, отсутствие той самой идеи—ценности, которая могла бы сплотить вокруг себя общество, повести его целенаправленно к новым достижениям. На наш взгляд, в таком качестве сегодня может выступить идея образования человека и общества. В XXI в. огромная часть населения Земли именно в развитии науки, образования, высоких технологий видит залог успешного развития, процветания и даже элементарного выживания человечества. В этой связи ценность образования многократно возрастает. Это та основа, которая поспособствует оформлению системы разделяемых значительной частью современного общества идей—целей и средств их достижения, идеологии неопросвещения.

Так же как исторически изменилось представление об образованном человеке и образовании в целом, неопросвещение должно отличаться от просвещенческих идей прошедших веков. Современное образование и образованность другие, нежели, скажем, в веке XVIII, но так же, как и тогда, в их масштабном развитии на новом уровне усматривается возможность разрешения множества проблем политического, экономического и иного характера.

Образовательная идеология предполагает нормативность, установление того, что обладает социальной ценностью, а что нет, что необходимо личности, обществу и государству для достойного существования и развития, а что мешает этому. Таким образом, идеологический поиск неминуемо опирается на обоснование прогрессивных ценностей. Они должны получить максимально четкое определение и максимально возможное общественное одобрение.

К традиционным ценностям российского образования, способным и в новых условиях стать базой формирования востребованной идеологии, считаем необходимым отнести: высокий уровень государственной ответственности за функционирование системы образования, определяющую роль государства в организации и содержании образования на всех его уровнях; приоритет общественных интересов над личными как мировоззренческую установку процесса обучения и воспитания; высокий авторитет образованной личности, ее особый статус в системе общественных отношений; гармоничное сочетание интеллектуального, нравственного и физического развития в образовании; патриотизм; признание особой важности миссии педагога в учебном процессе; массовость, общедоступность и открытость образования; гуманизм, ориентацию на интересы личности. Образовательные ценности, как по природе своей наиболее гуманистичные, целесообразно рассматривать в качестве альтернативы либерализму, консерватизму, социализму.

Образовательные идеалы и право являются формами общественного сознания, наиболее тесно взаимодействующими с образовательной идеологией: первое — при определении ее ценностной направленности, второе — при ее практической реализации. Право, обладая идеальной сущностью, формируется и функционирует соответственно развитию идеалов. Но идеалы в принципе недостижимы, а право, являясь их проекцией в ре-альной жизни, на практике всегда «беднее», что порождает противоречия, выступающие в качестве основы развития культуры. Новые идеалы со временем приходят в несоответствие с реальностью, к конфликту с существующими правовыми нормами, что влечет необходимость изменения последних. При этом право способно актуализировать наиболее позитивные идеалы передовых общественных сил, повышая тем самым планку «общих» образовательных потребностей.

Широкое вовлечение различных социальных групп, слоев общества в образовательные отношения, формирование у них способности к осознанию позитивных эталонов образованности, создание условий для активного, творческого выражения своих образовательных потребностей предполагает развитие правовой базы образования в направлении соответствия интересам современного общества. Качество образовательного права ставится в этой связи в зависимость от готовности общества и государства к осознанию ценности такого уровня образования, который является актуальным в данный момент исторического развития.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Анализ рассказов, рисунков детей
На II этапе исследования мы провели анализ продуктов детской речевой деятельности. Задание 1 Придумывание окончания рассказов по картине В. М Васнецова "Иван царевич и Серый волк". Цель исследования: выяснить, используют ли дети в творческих рассказах устаревшие слова. Подготовка к исслед ...

Система обучения Л.В. Занкова
Систему Л.В. Занкова нередко противопоставляют системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что фиксируется даже в названиях систем: "Дидактическая система обучения Л.В. Занкова" и "Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова". Имплицитно в названиях присутствует указ ...

Диагностика воспитанности
1. Охарактеризуйте выделенные в теории педагогики критерии и показатели воспитанности: внешние – связаны с проявлением результатов воспитания во внешней форме, – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; внутренние – связаны с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениям ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru