BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование фонетических навыков в средней школе » Обучение произношению французского языка в средней школе

Обучение произношению французского языка в средней школе

Страница 2

При обучении произношению следует различать три этапа становления звука:

Дыхание-вдох и выдох;

Фонация - вибрирование выброшенной колонны воздуха;

Артикуляция, формирующая конкретные звуки речи.

В артикуляции выделяют три периода: а) постановка положения речевых органов при произнесении звука; б) сохранение принятого положения; в) размыкание - органы речи теряют принятое положение.

Если сравнить артикуляцию звуков в русском и французском языках, то следует отметить, что при произнесении французских звуков органы речи сохраняют дольше принятое положение, а затем резко оставляют его. Именно эта особенность французской артикуляции дает возможность подчеркнуть открытость и закрытость гласных и четкое произнесение конечных согласных.

Но учитывая идею аппроксимации и сравнительно ограниченное число часов, отведенных в средней школе на изучение иностранного языка, вряд ли возможно ставить себе целью развить у учащихся навыки и умения специфики дыхания и фонации при произнесения звуков французского языка, как это делается в вузе.

Реальным является выработка следующих умений: умение найти нужное положение речевых органов при произнесении того или иного звука; умение сохранить принятое положение; умение правильно выполнить размыкание.

Учитель может помочь учащимся схемами и таблицами, изображающими положение органов речи при произнесении различных звуков, аудиоматериалами (диски, кассеты, запись на магнитофонную ленту).

Поскольку обучение языку начинается с устного вводного курса и продолжается, основываясь на устной основе, единицей обучения будет речевой образец, т.е. типовое положение, и именно в этом предложении учащийся впервые услышит звук, подлежащий усвоению. Звук может быть показан и в слове, выделенном из речевого образца, если произнесение этого звука требует объяснения артикуляции и длительной тренировки, что не исключает имитации. Если же звук не представляет трудности, он усваивается в процессе речевой деятельности путем имитации, нет нужды специально выделять его или объяснять.

Объяснение способствует формированию самоконтроля, а имитация развивает слух учащегося, без чего он не сможет овладеть произношением изучаемого языка. Выделенный и объясненный звук отрабатывается в упражнениях и опять вводится в речевой образец. Он повторяется в нем, причем учитывается ударение и высота основного тона в высказывании.

Образцовое произношение учителя и правильное его объяснение способствует усвоению звуков французского языка, но этого недостаточно для развития навыков их правильного произнесения. Единственным средством в этом случае являются упражнения, которые делятся на два вида:

Артикуляционные, включающие тренировочные для развития навыков произнесения того или иного звука;

Речевые, которые имеют целью развитие навыков употребления звуков в различных комбинациях, т. е навыков правильного произнесения фонем

Первая группа упражнений выполняется не на отдельных словах с этим звуком, а на слоговых оппозициях. Такие упражнения играют в обучении произношения ту же роль, что гаммы при подготовке пианиста. Основной принцип, на котором построены эти упражнения - многократное повторение одного и того же звука - слоговое упражнение, затем повторение звука в словах и предложения. Далее переходят к высказываниям.

Вторая группа упражнений - речевые упражнения, основывается на: составлении высказываний по аналогии, пользуясь заменой для подчеркнутых слов; повторении за учителем или за диктором диалогов, насыщенных звуками [e]/[ ɛ]; ответах на вопросы учителя с опорой на ключевые слова в скобках

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru