Лера С. - на тему сказки "Иван царевич и Серый волк",
Лёня С. - на тему былин "Богатыри",
Вадим Ф. - на тему сказки "Василиса Прекрасная".
Воспроизведение эпизодов в рисунках показывает, что он эмоционально захватил детей. Герои нарисованы в сказках ярко, выразительно. В рисунках проявились индивидуальность детей, своеобразие их восприятия.
Например, Маша К. И Вика Ч. Изобразили сюжет к сказке "Сивка-бурка", в котором Иван прыгает на коне до окна, где сидит царевна в высоком тереме. Девочки проявили в рисунке творчество и воображение, каждая по-своему изобразила героев. Маша К. цветом выделила губы у царевны (уста сахарные), прорисовала много окон, лестниц, этажей в тереме. В беседе после рисования девочки рассказали, что они изобразили.
Нам удалось выяснить, что у Вики и Маши в пассивном словаре были следующие устаревшие слова: терем, уста сахарные, хоромы, красна девица, кафтан и другие. Значения этих слов им понятны.
Роме М. понравился один из сюжетов к сказке "По щучьему велению" и он нарисовал избу, на полу лежит половик и лапти, а Емеля греется на печке. Образ героя сказки очень выразителен, изображен яркими красками. В беседе нам удалось выяснить, что в пассивном словаре ребенка имеются такие слова: лапти, половик, рубаха, русская печь. Значения всех слов ему понятны.
Таким образом, мы собрали и проанализировали рисунки детей и выяснили, что в пассивном словаре детей имеются устаревшие слова, которым они дают правильное толкование. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что изодеятельность может быть эффективно использована с целью закрепления значений устаревших слов из художественных произведений как в ДОУ, так и дома.
Задание 3
Составление описательных рассказов по картине В.М. Васнецова "Богатыри".
Цель исследования: выяснить, используют ли дети, устаревшие слова для характеристики облика героев картины в своем рассказе.
Подготовка исследования
Подготовили репродукцию сюжетной картины.
Проведение эксперимента
Эксперимент проводили с детьми 6-6,5 лет индивидуально.
Ребенку показывали репродукцию, спрашивали: "Кто изображен на картине?" Просили описать ее: "Посмотри хорошенько на эту картину, придумай рассказ по ней. Сначала скажи, как зовут богатырей. Потом опиши одного богатыря, который тебе больше понравился". В случае затруднений задавали наводящие вопросы.
Обработка данных
Рассказы детей фиксировали [Приложение 4], проанализировали и пришли к выводу:
Все дети использовали в своей речи устаревшие слова, т.к. без них описать облик героя невозможно;
При составлении рассказа проявились индивидуальные особенности каждого ребенка, каждый по-своему описал картину;
Затруднений и ошибок в передаче содержания картины не наблюдалось;
Полнота рассказа наблюдается не у всех детей, т.к. они не описывают окружающую богатырей обстановку;
Дети имеют богатый словарный запас слов, в котором присутствуют все части речи.
Таким образом, рассказы детей свидетельствуют о том, что картину как произведение изобразительного искусства можно и нужно использовать для закрепления устаревших слов в словаре старшего дошкольника.
Материалы по педагогике:
Презентация темы «Белки»
Комментарии к презентации «Белки» Выполнила студентка 1 курса группы №17 Сергеева Кристина. 1) Белки – самые важные, из всех веществ, входящих в состав живых организмов. Они еще называются протеинами, что означает первый, главный. 2) Русский ученые Александр Яковлевич Данилевский и немецкий химик Э ...
Компоненты предметной области электронного практикума для дисциплины
«Операционные системы среды и оболочки»
Современный электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деят ...
Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием
межпредметных связей
Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они должны строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного ...