BriefEducation
Образование: теория и практика » Особенности усвоения значения старых слов детьми старшего дошкольного возраста » Анализ рассказов, рисунков детей

Анализ рассказов, рисунков детей

Страница 2

Лера С. - на тему сказки "Иван царевич и Серый волк",

Лёня С. - на тему былин "Богатыри",

Вадим Ф. - на тему сказки "Василиса Прекрасная".

Воспроизведение эпизодов в рисунках показывает, что он эмоционально захватил детей. Герои нарисованы в сказках ярко, выразительно. В рисунках проявились индивидуальность детей, своеобразие их восприятия.

Например, Маша К. И Вика Ч. Изобразили сюжет к сказке "Сивка-бурка", в котором Иван прыгает на коне до окна, где сидит царевна в высоком тереме. Девочки проявили в рисунке творчество и воображение, каждая по-своему изобразила героев. Маша К. цветом выделила губы у царевны (уста сахарные), прорисовала много окон, лестниц, этажей в тереме. В беседе после рисования девочки рассказали, что они изобразили.

Нам удалось выяснить, что у Вики и Маши в пассивном словаре были следующие устаревшие слова: терем, уста сахарные, хоромы, красна девица, кафтан и другие. Значения этих слов им понятны.

Роме М. понравился один из сюжетов к сказке "По щучьему велению" и он нарисовал избу, на полу лежит половик и лапти, а Емеля греется на печке. Образ героя сказки очень выразителен, изображен яркими красками. В беседе нам удалось выяснить, что в пассивном словаре ребенка имеются такие слова: лапти, половик, рубаха, русская печь. Значения всех слов ему понятны.

Таким образом, мы собрали и проанализировали рисунки детей и выяснили, что в пассивном словаре детей имеются устаревшие слова, которым они дают правильное толкование. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что изодеятельность может быть эффективно использована с целью закрепления значений устаревших слов из художественных произведений как в ДОУ, так и дома.

Задание 3

Составление описательных рассказов по картине В.М. Васнецова "Богатыри".

Цель исследования: выяснить, используют ли дети, устаревшие слова для характеристики облика героев картины в своем рассказе.

Подготовка исследования

Подготовили репродукцию сюжетной картины.

Проведение эксперимента

Эксперимент проводили с детьми 6-6,5 лет индивидуально.

Ребенку показывали репродукцию, спрашивали: "Кто изображен на картине?" Просили описать ее: "Посмотри хорошенько на эту картину, придумай рассказ по ней. Сначала скажи, как зовут богатырей. Потом опиши одного богатыря, который тебе больше понравился". В случае затруднений задавали наводящие вопросы.

Обработка данных

Рассказы детей фиксировали [Приложение 4], проанализировали и пришли к выводу:

Все дети использовали в своей речи устаревшие слова, т.к. без них описать облик героя невозможно;

При составлении рассказа проявились индивидуальные особенности каждого ребенка, каждый по-своему описал картину;

Затруднений и ошибок в передаче содержания картины не наблюдалось;

Полнота рассказа наблюдается не у всех детей, т.к. они не описывают окружающую богатырей обстановку;

Дети имеют богатый словарный запас слов, в котором присутствуют все части речи.

Таким образом, рассказы детей свидетельствуют о том, что картину как произведение изобразительного искусства можно и нужно использовать для закрепления устаревших слов в словаре старшего дошкольника.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Виды уроков профессионального обучения, их характеристика
В педагогике существует большое количество различных современных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков: 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работ ...

Теоретическое и нормативно-правовое обоснование воспитательной работы в вузе
Феномен воспитания многогранен, многофункционален, поэтому в педагогической литературе можно встретить множество его определений. В широком смысле большинство ученых рассматривают его как воздействие на личность в целом, а в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у ...

Виды индивидуальной формы обучения
Данная форма организации учебного процесса широко применяется в европейских вузах, но пока не получила распространения в отечественной высшей школе. Феномен тьюторства, происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. С это ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru