BriefEducation
Образование: теория и практика » Древесные и кустарниковые растения как объект лабораторных работ по общей биологии » Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

Страница 4

Работа с растениями дендрария расширяет кругозор и заставляет ученика глубже узнать тот мир, который ему знаком по книгам и картинкам. Составление паспорта дендрария помогает мне привить учащимся умения и навыки по выращиванию и уходу за растениями с учетом их родины, происхождения; развивать наблюдательность, эстетический вкус.

4. Фенологические наблюдения

В дендрарии за каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения. Фенология (феномен - явление, логос – наука) - наука, изучающая сезонные явления природы.

Еще Петр I приказал присылать ему в Петербург из разных мест листья деревьев, пришитые к бумаге, с указанием места и точной даты их распускания.

Как наука фенология в нашей стране начала развиваться в конце прошлого столетия благодаря усилиям замечательного знатока и большого любителя природы Д.Н. Кайгородова. По всей стране была создана сеть систематически работающих пунктов фенологических наблюдений, что дало возможность сопоставлять природные явления. На уроках биологии и природоведения школьники также ведут фенологические наблюдения.

Свои наблюдения за растениями учащиеся записывают в дневники наблюдения, затем материал обобщаем, делаем выводы, заключения в виде календарей наблюдений, таблиц схем, рисунков, диаграмм, что дает богатый иллюстрированный материал для проведения уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, оформление настенного календаря природы.

Этапы работы фенологических наблюдений следующие:

Работа учащихся в дневниках наблюдений;

Подведение итогов об изменениях, которые происходят;

Итоговое обобщение сезонных явлений за год.

На первом этапе учащиеся записывают свои наблюдения в дневники. В начале каждого урока проводим фенологические минутки, где дежурные отмечают свои наблюдения за неделю, месяц.

На втором этапе, в конце сезона с ребятами анализируем ход истекшей осени и подводим итоги проделанной работы, тем самым, показываем, в какой тесной зависимости находится развитие живой природы от условий окружающей среды. Указываем в цифрах общую продолжительность осени и выясняем рано, поздно или нормально наступила осень в этом году.

Начало тех или иных фенологических явлений в растительном мире служит прогнозом того, каким будет осень, зима, весна, лето. Используя дополнительную литературу и свои наблюдения, учащиеся составляют календарь примет, то есть народный календарь погоды, что развивает у учащихся познавательную деятельность. Например, если листья берез распускаются раньше, чем у ольхи и клена, то лето будет теплое и сухое, если позже - лето холодное и дождливое; если у березы течет много сока, то лето будет дождливое; если еще летом на деревьях появляются желтые листья, то осень будет ранняя; если с осени листья березы начали желтеть с верхушки дерева, то весна будет ранняя, а если лист начал желтеть с нижних ветвей дерева, то поздняя; если в октябре лист с берез опадает не чисто - зима суровая; если осенью был поздний листопад – зима суровая и продолжительная.

Изображение сезонных явлений делаем и в виде фенологического "дерева": фенологические наблюдения (по временам года) фиксируем в виде записей и располагаем в хронологическом порядке по сторонам вертикального стержня, представляющего собой как бы ствол дерева с боковыми ветвями. На стволе пишем числа месяца. Каждую запись, например, зацвела сирень, вылет скворчат, появление листьев у березы, распускание почек, сокодвижение у берез и т.д. сопровождаем небольшим рисунком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Использование нового оборудования и технологий
Основным инструментом в условиях дистанционного образования является стационарный персональный компьютер. Этот компьютер может быть подключен к Интернету или корпоративной сети учебного заведения при использовании сетевых технологий, когда же используются локальные обучающие ресурсы, компьютер може ...

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...

Влияние имитационно-подражательных упражнений на процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста
Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды, жизни человека. Классификация - это распределение физических упражнений по груп ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru