BriefEducation
Образование: теория и практика » Художественная обработка соломки » Общие представления о соломке и способах ее обработки

Общие представления о соломке и способах ее обработки

Страница 1

В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно – прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.

Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства.

Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народной смекалки для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы.

Солома ржи, пшеницы и других злаковых растений во все времена была одним из самых распространенных материалов. Человек не искал ей применения - наоборот, она сама навязчиво лезла изо всех углов, когда было нужно защитить голову от палящего солнца или ноги от колючей стерни, во что-то собрать грибы в лесу или перенести орехов. Отсюда - соломенные шляпы и липовые лапти, отсюда бесконечное число кульков, коробов и туесков из соломы и древесной коры.

В просторных, обеспечивающих необходимую вентиляцию и температурный режим плетеных сосудах и корзинах, кулях и коробах хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды и другую домашность. Со стенками, плотно сплетенными из толстых и прочных жгутов соломы, в середину которых добавлялись "духмяные" травки (например, колючий чертополох, "перунов цвет", полынь), чтобы их не грызли мыши и не трогала плесень, они служили крестьянину десятилетиями.

Сегодня в это трудно поверить, но соломенные кули и короба, пропитанные сосновой живицей, зачастую не уступали деревянным бочкам, - не пропускали налитую в них воду! Ныне далеко не все плетельщики владеют этими секретами мастерства, - а ведь было время, когда плетением из жгутов соломы бытового инвентаря владел почти каждый крестьянин, передавая навыки ремесла из поколения в поколение, от дедов к внукам .

Корзины и сумки, шляпы и пояса, сапетки (переносные ульи) и лапти каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты, для другого - специальные плетежки. И каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки
Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение про ...

Из опыта работы педагогического колледжа №1 города Москвы
С.А. Мухина, А.А.Соловьёва отмечают, что МАО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: - активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные р ...

Основные подходы к диагностике творческих способностей
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педаг ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru