BriefEducation
Образование: теория и практика » Восприятие пейзажа дошкольниками » Принципы отбора иллюстраций для детей

Принципы отбора иллюстраций для детей

Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни.

Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководство процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Поэтому, отбирая произведения пейзажной живописи, надо руководствоваться следующими принципами:

· Произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения, т.е. «согреты теплотою чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта». Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы;

· Художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес;

· Картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.

Е.А. Флерина говорила: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка»;

· При подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине).

Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенное представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций, из посещения музея и художественных галерей, выставок.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления.

В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.

По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме. Основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.

Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.

Принцип концентричности – суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Этот принцип позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.

Отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - учитывать индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.

Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей их умения и навыки.

Материалы по педагогике:

Вопросы методики изучения элементов наглядной геометрии
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...

Технология разработки тестовых заданий
Педагогический тест (тест успеваемости) - система заданий специфической формы, которая позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков. Интерес к тестированию – как методу педагогического контроля в последнее время заметно вырос. Но составление тестов, их примене ...

Пейзаж - жанр живописи
Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием « ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru