BriefEducation
Образование: теория и практика » Восприятие пейзажа дошкольниками » Принципы отбора иллюстраций для детей

Принципы отбора иллюстраций для детей

Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни.

Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководство процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Поэтому, отбирая произведения пейзажной живописи, надо руководствоваться следующими принципами:

· Произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения, т.е. «согреты теплотою чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта». Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы;

· Художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес;

· Картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.

Е.А. Флерина говорила: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка»;

· При подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине).

Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенное представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций, из посещения музея и художественных галерей, выставок.

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления.

В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.

По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме. Основанной на цветовом контрасте – яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные.

Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д.

Принцип концентричности – суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Этот принцип позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений, раскрывать перед ними новое в содержании и художественных средствах картины, воспитывать устойчивый интерес к живописи, развивать более яркие ассоциации и эстетические чувства.

Отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - учитывать индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.

Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей их умения и навыки.

Материалы по педагогике:

Результаты контрольного этапа эксперимента
С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента И.Ф. ребенка критерии итого действенный ...

Организация администрации образовательной системы
Вся совокупность субъектов администрации образовательной системы во Франции объединена под названием «Общественная служба национального образования». В этой службе задействованы различные уровни администрации Министерства образования, министерства, представленные различными образовательными учрежде ...

Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся, овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой
Содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся очень важно. Ведь, овладевая необходимыми умениями и навыками учащиеся приспосабливаются к дальнейшей жизни, способны избежать травм и др. Самым лучшим средством для этого является физическое упражнение. Школьникам н ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru