BriefEducation
Образование: теория и практика » Применение общедидактических принципов в организации занятий по развитию математических представлений у детей в ДОО » Принципы обучения как категория дидактики

Принципы обучения как категория дидактики

Страница 1

Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современном образовании, в том числе и дошкольном, направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Обобщенный опыт организации занятий по усвоению основ науки показывает, что для обеспечения единого подхода к воспитанникам, к выбору средств и методов учебной работы воспитатель должен придерживаться положений, носящих универсальный характер.

В связи с этим в дидактике разработаны принципы, которые рассматриваются как важнейшие требования к организации процесса обучения, его содержанию, формам и методам. Эти единые требования получили название дидактических принципов или принципов обучения. Организация процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами позволяет построить его на научной основе.

Вместе с тем следует иметь в виду, что дидактические принципы, выражая определенные закономерности обучения и передовой опыт учебно-воспитательной деятельности дошкольного обучения, не являются раз и навсегда установленными. Они постоянно углубляются и видоизменяются в соответствии с теми задачами, которые ставит перед образованием общество.

Таким образом, общедидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно – педагогических закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе воспитателя.

Основные дидактические принципы, которыми и на современном этапе организации занятий руководствуются педагоги, в том числе и дошкольного образования, провозгласил К.Д. Ушинский. По его мнению, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Доступность обучения (природосообразность) – содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения.

Принцип научности обучения – научный уровень знаний должен сочетаться с доступностью и яркостью изложения, служить задачам нравственного и эстетического воспитания; должен содержать материал для наблюдений.

К.Д. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания) – если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно должно быть развивающим и воспитывающим. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство.

Систематичность и последовательность в обучении – знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование – осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент был логически связан с предыдущими элементами.

Успеха в обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий - составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.

Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка . Детская природа ясно требует наглядности».

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении – необходимо активное овладение детьми знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы, сотрудничества педагога и воспитанников в осознанном достижении целей обучения.

Известные советские дидакты М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин в своих исследованиях показали, что принципы обучения, являясь категориями дидактики, характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания и образования.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Особенности формирования словаря детей
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что в этом возрасте первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Освоение социального опыта происходит в процес ...

Роль кафедры в деятельности вуза
Кафедра - основное учебно-научное подразделение факультета и университета. Учебная и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи - подготовке высококвалифицированных специалистов широкого университетского уровня. Вся деятел ...

Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры – головоломки. Словесно – логические – это игры, в которых на основе создания ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru