BriefEducation
Образование: теория и практика » Изучение развития произвольного внимания у старших дошкольников средствами занимательного математического материала » Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала

Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старшего дошкольника средствами занимательного математического материала

Страница 1

Данная работа написана на основе экспериментальной работы, проводимой в ДОУ №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка. Нами была предпринята попытка изложить исследования деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического материала.

Базой нашего исследования стал детский сад №19 «Солнышко» г. Кирово-Чепецка, Кировской области. Группа старших дошкольников была разделена на две подгруппы по 15 человек.

Целью эксперимента было изучение деятельности педагога-психолога по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника посредством занимательного математического материала.

Задачи исследования:

Исследование особенностей внимания с помощью: оценки уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, а также теста Бурдона.

Составление коррекционно-развивающей программы по развитию произвольного внимания у старшего дошкольника по средствам занимательного математического материала.

Оценка уровня развития внимания после коррекционно-развивающей работы и анализ эффективности проведенного мероприятия.

Разработка рекомендаций по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе, для исследования уровня развития произвольного внимания старшего дошкольника, мы использовали следующие методики :

Методика № 1

Оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема переключения и распределения произвольного внимания ребенка.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На втором этапе зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На третьем этапе зачеркивает во всех фигурах нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование (три листа):

1) изображение геометрических фигур;

2) образ реальных предметов - елочка, звезда, грибок и домик и т.д.;

3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы.

В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».

Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком».

Второй этап.

«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц».

Третий этап.

Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:

– отвлекался от работы или нет;

– как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;

– часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;

– пытался ли проверять себя; если да, то как.

Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки.

Обработка результатов:

Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 5-7 лет необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:

t=(t1+t2+t3):3

(где t – среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах; t1 – время заполнения карточки 4, и t2,3 соответственно карточек пять и шесть). Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:

h=(h1+h2+h3):3

(где h – среднее арифметическое количество ошибок; h1, h2, h3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов экспериментов).

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Основные методологические подходы в педагогике
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...

Включение учащихся в деятельность школьного музея на основе музейной педагогики
С каждым годом школьные музеи получают всё большее распространение. Растет сеть школьных музеев как в г. Кемерово так и на всей территории России. Причины такой ситуации очевидны – это необходимость создания образовательной среды, включающей в себя все аспекты воспитательной и учебной деятельности, ...

Уточнение предмета о здоровье населения
Выделение социологии здоровья в самостоятельную субпредметную область предполагает определение ее предмета. Дело в том, что «здоровье населения» будучи достаточно разработанным в качестве научной категории, остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что «понять и определить здоро ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru