Ухудшение здоровья субъектов образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Впервые этот вопрос был поднят именно в отношении учащихся. С тех пор он остается одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования. Выделяют ряд болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, их относят к числу так называемых “школьных болезней,,. К ним относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.
Показателем широкой распространенности нарушений со стороны зрительного анализатора служит низкий уровень освещенности, неправильная рабочая поза, мелкий шрифт учебников и т.п.
Учебные помещения должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Уровень естественного освещения должен быть оптимальным. С одной стороны, оконные стекла должны быть чистыми и прозрачными и их не должны загораживать занавески или цветы в горшках. Поэтому окна должны оборудоваться: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
Для искусственного освещения учебных помещений предусматривается использование люминесцентных ламп или ламп накаливания. Не следует использовать в одном помещении одновременно два вида ламп, поскольку это оказывает вредное воздействие на зрение школьника.
Все это в значительной мере регламентировано санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами – «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПин 2.4.2.1178 – 02».
Согласно Санитарным правилам, в образовательных учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но дезинфицирующих средств. Соответственно учебные помещения должны быть приспособлены для частого проведения влажной уборки: стены должны быть гладкими, а полы без щелей и иметь покрытие или дощатое, или паркетное, или из линолеума на утепленной основе.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. Естественно что фрамуги и форточки в классах и рекреациях должны исправно работать в любое время года.
Одна из трудно решаемых проблем школы это выполнение гигиенических требований к школьной мебели, как показывают сводки Госсанэпиднадзора. Между тем школьная мебель является важной составной частью внутришкольной среды, которая вносит существенный вклад в формирование здоровья детей. Для тех учащихся, чьи занятия организованы по кабинетной системе, подбор мебели в соответствие с длинной тела еще более проблематичен. Исследования выполненные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, установили, что к концу обучения в школе нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата существенно увеличиваются.
Чтобы хорошо учиться и успешно преодолевать трудности школьной жизни, ребенок должен быть, прежде всего, здоров. Формирование его целостного «Я», неотъемлемой частью которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе обучения.
А школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятия "здоровье", которое широко используются в системе понятий современного образования.
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет.
В словаре С.И Ожегова термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.
Трудность определения смысла состоит в том, что оно представляет собой, по мнению А.Н. Леонтьева, отношение мотива деятельности к цели действия (то есть субъектную, не рефлексируемую в сознании, но проявляющуюся в активности субъекта реальность). С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма».
В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.
Материалы по педагогике:
Комплексное использование наглядности как средство снятия
трудностей восприятия речи на слух
Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи. Отсюда возрастает роль комплексного использования средств обучения. Такой подход является обоснованным и по отношению к выбору средств наглядности, используемых в процессе обучения иностранному языку, в том числе ...
Постановка оперативных целей обучения и выбор источников
информации
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед высшей школой, – всестороннее развитие личности, гарантирующее готовность к профессиональной деятельности –, то реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения студентами суммы знаний, умений и навыков, определенных учебными программами. ...
Формы и методы краеведческой работы
Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе ...