BriefEducation
Образование: теория и практика » Здоровье школьников и его сохранение в Кадетской школе » Здоровье младших подростков как педагогическая проблема

Здоровье младших подростков как педагогическая проблема

Страница 1

Ухудшение здоровья субъектов образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Впервые этот вопрос был поднят именно в отношении учащихся. С тех пор он остается одним из наиболее актуальных вопросов школьного образования. Выделяют ряд болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, их относят к числу так называемых “школьных болезней,,. К ним относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.

Показателем широкой распространенности нарушений со стороны зрительного анализатора служит низкий уровень освещенности, неправильная рабочая поза, мелкий шрифт учебников и т.п.

Учебные помещения должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Уровень естественного освещения должен быть оптимальным. С одной стороны, оконные стекла должны быть чистыми и прозрачными и их не должны загораживать занавески или цветы в горшках. Поэтому окна должны оборудоваться: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.

Для искусственного освещения учебных помещений предусматривается использование люминесцентных ламп или ламп накаливания. Не следует использовать в одном помещении одновременно два вида ламп, поскольку это оказывает вредное воздействие на зрение школьника.

Все это в значительной мере регламентировано санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами – «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПин 2.4.2.1178 – 02».

Согласно Санитарным правилам, в образовательных учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но дезинфицирующих средств. Соответственно учебные помещения должны быть приспособлены для частого проведения влажной уборки: стены должны быть гладкими, а полы без щелей и иметь покрытие или дощатое, или паркетное, или из линолеума на утепленной основе.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. Естественно что фрамуги и форточки в классах и рекреациях должны исправно работать в любое время года.

Одна из трудно решаемых проблем школы это выполнение гигиенических требований к школьной мебели, как показывают сводки Госсанэпиднадзора. Между тем школьная мебель является важной составной частью внутришкольной среды, которая вносит существенный вклад в формирование здоровья детей. Для тех учащихся, чьи занятия организованы по кабинетной системе, подбор мебели в соответствие с длинной тела еще более проблематичен. Исследования выполненные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, установили, что к концу обучения в школе нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата существенно увеличиваются.

Чтобы хорошо учиться и успешно преодолевать трудности школьной жизни, ребенок должен быть, прежде всего, здоров. Формирование его целостного «Я», неотъемлемой частью которого является здоровье, происходит лишь в особой и согласованной системе обучения.

А школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятия "здоровье", которое широко используются в системе понятий современного образования.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет.

В словаре С.И Ожегова термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие.

Трудность определения смысла состоит в том, что оно представляет собой, по мнению А.Н. Леонтьева, отношение мотива деятельности к цели действия (то есть субъектную, не рефлексируемую в сознании, но проявляющуюся в активности субъекта реальность). С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма».

В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Виды и формы контроля
Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков учащихся. В исследованиях В.С. Аванесова, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, ...

Виды, механизмы готовности ребенка к школе
Рассмотрим некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" п ...

Модельное занятие №2 Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе: проблемы и перспективы
1. Прочтите текст одного кейса (на выбор), проявите, какие образовательные технологии используют педагоги при организации учебного процесса 2. Чем, по вашему мнению, обоснован выбор преподавателем той, или иной технологии 3. В чём специфика, характерные особенности технологий, используемых преподав ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru