BriefEducation
Образование: теория и практика » Повышение познавательной активности обучающихся на уроках производственного обучения по профессии "парикмахер" » Характеристика эвристического метода

Характеристика эвристического метода

Страница 1

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

Итак, попробуем последовательно раскрыть эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности.

1. Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.

Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей.

Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток.

2. Синектика

Синектика (греч.) означает объединение разнородных элементов по аналогии. Впервые этот метод использовать предложил Уильям Гордон (США), в 1952 году.

Практически освоены четыре вида аналогий, которые мы рассмотрим:

1) Прямая аналогия.

Рассматриваемый объект сопоставляется со схожими по принципу действия из других областей техники или природы.

1) Личностная аналогия (эмпатия).

В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». Это похоже на этюды, выполняемые студентами театральных вузов.

2) Символическая аналогия.

Её еще называют абстрактной. Предлагаемой идеи надо подобрать смысловую формулировку. Например авторучка – изделие для письма, создатель текста; пламя – видимое тепло и т.п теперь не обходимо подумать , как распространяется, куда, как сохраняется. И вот из этих общих рассуждений можно подойти к желаемому решению.

3) Фантастическая аналогия.

Этот метод позволяет решить проблему в желаемом, идеальном варианте, чтобы все произошло «как в сказке». Задача может излагаться в виде мифа, сказки и т.д., в зависимости от фантазии автора.

4) Метод фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека. Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

3. Метод контрольных вопросов - это усовершенствованный метод проб и ошибок, где вопросы задаются по заранее составленному вопроснику, а каждый вопрос является пробой или серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Он применяется с первой четверти XX века, его сущность состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою проблему в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т.е. слабых, несущественных вопросов.

4. Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

5. Метод семикратного поиска.

Методика предложена Г. Бушем. Она осуществляется «путем выполнения семи последовательных стадий, на которые условно делится единый творческий процесс изобретения». Г. Буш отмечает, что эффективному одновременному рассмотрению, сравнению, изучению человек может подвергнуть до семи предметов, элементов, понятий, идей. В этом смысле система, основанная на этом «магическом» числе, имеет значительные преимущества перед десятичной системой. Применение числа «семь» вначале было задумано лишь как прием, облегчающий анализ данных путем одновременного совокупного рассмотрения. Выяснилось, что в ряде случаев именно возможность одновременного совокупного рассмотрения идей, понятий, отношений, характеристик облегчает генерирование новых идей. Отсюда семь стадий, использование семи ключевых вопросов и т.д. В дальнейшем схема была изменена – действия на каждой стадии должны определяться семеричными таблицами с наводящими вопросами.

При глубоком изучении методики оказывается, что «магия» чисел здесь абсолютно не причем. Содержание, насильно втиснутое в прокрустово ложе размером «7х7» достаточно старо. Это и построение морфологических таблиц, и использование метода фокальных объектов (гирлянды ассоциаций), и организация творческих дискуссий и изобретательских игр, проведение «диких» экспериментов и т.д.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста
Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраж ...

Сущность социолингвистической компетенции
Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способ ...

Национальный проект «Образование» как средство модернизации российского образования
В настоящее время, анализ проблем существующих в педагогической профессии и образовании в целом, приводит к выводу о том, что пути их решения, так или иначе, привязаны к национальному проекту «Образование». Поэтому мы рассмотрели итоги реализации национального проекта «Образование» в 2007 году, кот ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru