Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д. Кирпич браер купить в Белгороде бел-снаб31.рф.
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие типы уроков:
· вводный,
· урок первичного ознакомления с материалом
· усвоение новых знаний
· применение полученных знаний на практике
· урок навыков,
· закрепления, повторения и обобщения,
· контрольный
· смешанный или комбинированный.
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам — дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1) комбинированные, или смешанные, уроки;
2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом;
3) уроки закрепления знаний;
4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;
6) имеющие основной целью проверку знаний. В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы.
Уточненный перечень главных типов уроков следующий:
· комбинированные (смешанные);
· уроки изучения новых знаний;
· уроки формирования новых умений;
· уроки обобщения и систематизации изученного;
· уроки контроля и коррекции знаний, умений;
· уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).
Нестандартные уроки.
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Материалы по педагогике:
Теоретические основы социально-педагогической
поддержки
Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные документы указывают на то, что все дети, включая детей с особенностями в развитии, имеют равные права на получение качественного образования и вос ...
Специфика работы над грамматическим материалом на уроках на старшей ступени
обучения
Еще один важный вопрос, связанный с уроком на старшей ступени. Он касается специфики работы над грамматическим материалом рецептивного плана. Если в восьмом и девятом классах учащиеся проходят новый для них грамматический материал, то в десятом классе систематизируется пройденное ранее. Поэтому цел ...
Методы оценки физических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, те ...