Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д. Кирпич браер купить в Белгороде бел-снаб31.рф.
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие типы уроков:
· вводный,
· урок первичного ознакомления с материалом
· усвоение новых знаний
· применение полученных знаний на практике
· урок навыков,
· закрепления, повторения и обобщения,
· контрольный
· смешанный или комбинированный.
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам — дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1) комбинированные, или смешанные, уроки;
2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом;
3) уроки закрепления знаний;
4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;
6) имеющие основной целью проверку знаний. В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы.
Уточненный перечень главных типов уроков следующий:
· комбинированные (смешанные);
· уроки изучения новых знаний;
· уроки формирования новых умений;
· уроки обобщения и систематизации изученного;
· уроки контроля и коррекции знаний, умений;
· уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).
Нестандартные уроки.
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Материалы по педагогике:
Типы нестандартных уроков
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Учителями разработано много методических пр ...
Характеристика
структуры опытно-экспериментальной работы и её основных элементов
Важным условием оптимизации учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе усвоения знаний учащимися, которую учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний у ...
Анализ методических особенностей изложения темы «Площадь» в различных учебниках
геометрии
Существует много различных учебных пособий по геометрии для учащихся в школах. В перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год Министерством образования Российской Федерации были утверждены следующие учебные пособия по геометрии для учащихся основной школы: Але ...