С помощью игровых занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления, учит умственно отсталых детей играть.
Дидактическая игра используется для обучения детей математике, родному языку, ознакомления с природой и окружающим миром, развития сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:
1.учебное (познавательное);
2.игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с нарушением интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка, охватывает все виды воспитания.
1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природным предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания умственно отсталым ребенком окружающего мира. Ознакомление умственно отсталых дошкольников с формой, цветом, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить умственно отсталых детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.
У умственно отсталых дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
2. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду, желание помочь взрослым в труде и трудиться самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам труда.
Материалы по педагогике:
Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира ...
Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственно ...
Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...