В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.
Подводя итог выше сказанному и для того чтобы знать, с чем связаны основные трудности обучения чтению на начальных этапах, составим таблицу 1, отражающую основные трудности обучения чтению на начальном этапе.
Таблица 1 – Трудности обучения чтению на начальном этапе
Виды трудностей |
Возможные причины |
Плохо запоминает конфигурацию букв, сложности при переводе звука в букву и наоборот |
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; недостаточная сформированность зрительной памяти; несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения); недостаточная сформированность звукобуквенного анализа; несформированность фонетико-фонематического анализа |
Затруднения в различении близких по конфигурации букв |
недостаточная сформированность зрительного восприятия; недостаточная сформированность зрительной памяти; недостатки методики обучения (быстрый темп) |
Перестановка букв при чтении |
недостаточная сформированность зрительного восприятия; быстрый темп обучения |
Замены букв, неправильное произношение при чтении |
недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; нарушения произношения; трудности артикуляции; несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания); быстрый темп |
Трудность слияния букв при чтении (побуквенное чтение) |
несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов; недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; трудности концентрации внимания |
Виды трудностей |
Возможные причины |
Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) |
трудности концентрации внимания; выраженное напряжение, утомление; низкая, неустойчивая работоспособность; быстрый темп |
Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз |
трудности концентрации внимания форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения); выраженное напряжение, утомление |
Зеркальное чтение, отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных букв |
нарушение пространственных представлений; несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов; недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; трудности концентрации внимания |
Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанного |
форсирование скорости чтения; недостатки методики обучения; нарушения навыков языкового анализа и синтеза; недоразвитие мыслительных операций; повышенная возбудимость нервной системы |
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) |
недостаточная сформированность зрительного восприятия; недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции; трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) |
индивидуальные особенности темпа деятельности |
Повторное считывание той же строчки, выше расположенной строчки, чтение с возвратом |
недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания; не сформирована однонаправленность считывания текста слева неправо неустойчивость произвольного внимания; |
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу |
недостаточная гибкость мышления; недостаточное развитие навыков языкового анализа и синтеза; недостатки произношения отдельных звуков; низкий уровень концентрации внимания |
Трудности при пересказе прочитанных текстов |
недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности; низкий уровень развития логических операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, низкий уровень развития произвольной памяти |
Невыразительность чтения |
не понимание читаемого; не умение подчинить свою речь синтакстческому строю читаемого; низкий темп чтения; недоразвитие фонематического анализа |
Материалы по педагогике:
Методика проведения природоведческой беседы, виды бесед
Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. ...
Методика обучения решению составных задач на
пропорциональное деление
Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Клас ...
Сущность социолингвистической компетенции
Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способ ...