BriefEducation
Образование: теория и практика » Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников » Основные виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Основные виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Страница 2

В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.

Подводя итог выше сказанному и для того чтобы знать, с чем связаны основные трудности обучения чтению на начальных этапах, составим таблицу 1, отражающую основные трудности обучения чтению на начальном этапе.

Таблица 1 – Трудности обучения чтению на начальном этапе

Виды трудностей

Возможные причины

Плохо запоминает конфигурацию букв, сложности при переводе звука в букву и наоборот

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;

недостаточная сформированность зрительной памяти;

несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения);

недостаточная сформированность звукобуквенного анализа;

несформированность фонетико-фонематического анализа

Затруднения в различении близких по конфигурации букв

недостаточная сформированность зрительного восприятия;

недостаточная сформированность зрительной памяти;

недостатки методики обучения (быстрый темп)

Перестановка букв при чтении

недостаточная сформированность зрительного восприятия;

быстрый темп обучения

Замены букв, неправильное произношение при чтении

недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

нарушения произношения;

трудности артикуляции;

несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания);

быстрый темп

Трудность слияния букв при чтении (побуквенное чтение)

несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов;

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки;

трудности концентрации внимания

Виды трудностей

Возможные причины

Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)

трудности концентрации внимания;

выраженное напряжение, утомление;

низкая, неустойчивая работоспособность;

быстрый темп

Пропуски букв, слогов.

Угадывание, возвратные движения глаз

трудности концентрации внимания

форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения);

выраженное напряжение, утомление

Зеркальное чтение, отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных букв

нарушение пространственных представлений;

несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов;

недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки;

трудности концентрации внимания

Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанного

форсирование скорости чтения;

недостатки методики обучения;

нарушения навыков языкового анализа и синтеза;

недоразвитие мыслительных операций;

повышенная возбудимость нервной системы

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года)

недостаточная сформированность зрительного восприятия;

недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции;

трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)

Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)

индивидуальные особенности темпа деятельности

Повторное считывание той же строчки, выше расположенной строчки, чтение с возвратом

недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания;

не сформирована однонаправленность считывания текста слева неправо

неустойчивость произвольного внимания;

Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу

недостаточная гибкость мышления;

недостаточное развитие навыков языкового анализа и синтеза;

недостатки произношения отдельных звуков;

низкий уровень концентрации внимания

Трудности при пересказе прочитанных текстов

недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности;

низкий уровень развития логических операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации,

низкий уровень развития произвольной памяти

Невыразительность чтения

не понимание читаемого;

не умение подчинить свою речь синтакстческому строю читаемого;

низкий темп чтения;

недоразвитие фонематического анализа

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Оценка деятельности преподавателей кафедры
Мною было в рамках дипломного проекта разработана методика по оценке качества деятельности преподавателей кафедры с использованием интеллектуальных компонентов. Изучив всевозможные методики и положения о рейтинговых системах качества работы преподавателей других вузов, обзор некоторых методик подро ...

Игра как способ формирования личности
Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе. Другое трактование природы, игры - удовлетворение потребностей в отд ...

Метод круговой тренировки на уроках физической культуры
Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода "визитной карточкой" государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru