В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.
Подводя итог выше сказанному и для того чтобы знать, с чем связаны основные трудности обучения чтению на начальных этапах, составим таблицу 1, отражающую основные трудности обучения чтению на начальном этапе.
Таблица 1 – Трудности обучения чтению на начальном этапе
|
Виды трудностей |
Возможные причины |
|
Плохо запоминает конфигурацию букв, сложности при переводе звука в букву и наоборот |
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; недостаточная сформированность зрительной памяти; несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения); недостаточная сформированность звукобуквенного анализа; несформированность фонетико-фонематического анализа |
|
Затруднения в различении близких по конфигурации букв |
недостаточная сформированность зрительного восприятия; недостаточная сформированность зрительной памяти; недостатки методики обучения (быстрый темп) |
|
Перестановка букв при чтении |
недостаточная сформированность зрительного восприятия; быстрый темп обучения |
|
Замены букв, неправильное произношение при чтении |
недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; нарушения произношения; трудности артикуляции; несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания); быстрый темп |
|
Трудность слияния букв при чтении (побуквенное чтение) |
несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов; недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; трудности концентрации внимания |
|
Виды трудностей |
Возможные причины |
|
Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) |
трудности концентрации внимания; выраженное напряжение, утомление; низкая, неустойчивая работоспособность; быстрый темп |
|
Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз |
трудности концентрации внимания форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения); выраженное напряжение, утомление |
|
Зеркальное чтение, отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных букв |
нарушение пространственных представлений; несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов; недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; трудности концентрации внимания |
|
Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанного |
форсирование скорости чтения; недостатки методики обучения; нарушения навыков языкового анализа и синтеза; недоразвитие мыслительных операций; повышенная возбудимость нервной системы |
|
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) |
недостаточная сформированность зрительного восприятия; недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции; трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
|
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) |
индивидуальные особенности темпа деятельности |
|
Повторное считывание той же строчки, выше расположенной строчки, чтение с возвратом |
недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания; не сформирована однонаправленность считывания текста слева неправо неустойчивость произвольного внимания; |
|
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу |
недостаточная гибкость мышления; недостаточное развитие навыков языкового анализа и синтеза; недостатки произношения отдельных звуков; низкий уровень концентрации внимания |
|
Трудности при пересказе прочитанных текстов |
недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности; низкий уровень развития логических операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, низкий уровень развития произвольной памяти |
|
Невыразительность чтения |
не понимание читаемого; не умение подчинить свою речь синтакстческому строю читаемого; низкий темп чтения; недоразвитие фонематического анализа |
Материалы по педагогике:
Участники Болонского процесса
Болонская декларация не ставила условий для присоединения к процессу, но зато подтверждала приверженность принципам Сорбонской декларации, что закрепляло право на участие в процессе любых европейских стран. Для вступления в Болонский клуб стране-претенденту было достаточно сделать соответствующее з ...
Подход В.Ф. Шаталова
Из учителей-новаторов остановим наше внимание на подходе В.Ф. Шаталова, описание принципов организации учебной работы которого в литературе широко представлено не только собственными работами автора, но и его последователями и "толкователями" сути его подхода в применении к различным пред ...
Обучение произношению французского языка в средней школе
В средней школе при обучении французскому языку большое значение имеет интонация. Самая распространенная форма вопроса во французском языке - интонационная: Tu viens? Vous ȇtez malade? В разговорной речи современного французского языка прямой порядок слов является не просто преобладающей формо ...