Ученик Сократа великий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) вложил в уста своего учителя следующую характеристику практикуемого им метода: "В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, - отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды душ, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами, сам я в мудрости уже не плоден, и за что меня многие порицали, - что-де я все выспрашиваю у других, а сам никакой мудрости не ведаю, - это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает. Так что сам я не такой уж особенный мудрец, и самому мне не выпадала удача произвести на свет настоящий плод - плод моей души. Те же, что приходят ко мне, поначалу кажутся мне иной раз крайне невежественными, а все же по мере дальнейших посещений и они с помощью бога удивительно преуспевают и на собственный, и на сторонний взгляд. И ясно, что от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет".
В V-IV вв. до н.э. на фоне хозяйственного подъема и расцвета полисного самоуправления в древнегреческих городах-государствах бурно развивалась духовная жизнь. Зарождавшаяся установка на постоянное совершенствование умопостигаемого мира ориентировала людей на преобразующую деятельность, способствовала пробуждению активности свободной личности, создавала основу для ее развития, для высокой самооценки индивида. Полисная демократия, особенно в Афинах, была своеобразной системой политического воспитания, основанной на стимулировании развития индивидуальных способностей и активности граждан и их использовании во имя личного и государственного блага. Свободное творчество и личная ответственность в кругах полноправных граждан становились нормой жизни.
Становление гуманистической педагогической традиции, зародившейся в Древней Греции, продолжилось в эллинистическую эпоху (конец IV - середина I в. до н.э.), когда греческая культура в результате завоеваний Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) распространилась на огромных пространствах от Сицилии до Индии. В эпоху эллинизма резко усилились индивидуалистические тенденции в культуре и педагогике. Самодостаточность, которая ранее рассматривалась как атрибут полиса, признается атрибутом индивида. Философ Панэций Родосский (180-110 гг. до н.э.), отстаивая принцип "жить согласно природе", интерпретировал природу как индивидуальное, как те задатки, которые даны человеку от рождения. "Жить согласно природе» - значит жить согласно собственной индивидуальности. Подготовить к этому человека - главная задача воспитания.
Примерно в это же время римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ввел применительно к образованию человека понятие "гуманизм", которое, развиваясь и обогащаясь, стало одним из ключевых для западной культуры и педагогики. Для Цицерона гуманизм - это идеал образования, образ мысли, достойный человеческой жизни. Выдающийся римский оратор и педагог Квинтилиан (ок. 35-ок. 96 гг. н.э.) резко протестовал против применения телесных наказаний и требовал индивидуализации обучения; он подчеркивал, что "опытный наставник, прежде всего, должен изучить ум и природу порученного ему ребенка"4.
Зародившаяся в античную эпоху на Западе гуманистически ориентированная педагогическая идеология (еще окончательно не сложившаяся, отнюдь не единственная и не получившая массового распространения) разительно отличалась от тех педагогических установок, которые сформировались к началу I тыс. н.э. на Востоке и были ориентированы на формирование "традиционного" человека, жестко ограниченного в своем индивидуальном самовыражении различными надличностными ценностями и структурами. Гуманистическая педагогика обращалась к проблеме воспитания свободной личности, индивидуальное развитие которой связано с реализацией природы человека. Именно в этом мы усматриваем истоки того феномена, который явило собой в начале XX столетия свободное воспитание.
Материалы по педагогике:
Иркутский государственный технический университет
Открытие в Иркутске технического вуза было велением времени. Тогда, в 1930 году, в Восточной Сибири началось бурное развитие таких отраслей промышленности, как добыча и переработка руд благородных и редких металлов, в связи с чем резко возросла потребность в высококвалифицированных специалистах и р ...
Роль музыкально-ритмических занятий в формировании интонационной
выразительности речи в школе слабослышащих
Трудно не согласиться с мнением одного из педагогов современности, занимающегося обучением неслышащих детей И.С. Белик, «конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает интонацию речи, слух, голос, темп, дыхание, память. Пластику движений, чувства, творческий потенциал. При том не только те ...
Сибирь
Наконец, после двухмесячной стоянки в Казахстане, получили направление дальнейшего следования. В трудовой книжке прадедушки такая запись: "Согласно распоряжению Наркомрыбпрома СССР откомандирован в распоряжение Новосибирского Госрыбтреста, рыбпромысел г. Колпашево". В то время в Колпашево ...