Моделирование объектов, процессов, явлений – одно из первых применений компьютера. Компьютерное моделирование родилось практически вместе с ЭВМ и в настоящее время это самостоятельная наука. Польза моделинга для обучения не вызывает сомнений – всем всё «ясно» на интуитивном уровне.
Однако стоит заметить, что моделинг – это бесконечное множество возможностей – от простейшей параметризации задач до виртуальной реальности. Важно, что сегодня в образовательных продуктах мы моделируем не только изучаемые предметы, процессы, явления. Моделируется естественная окружающая среда и действия пользователя в ней, например, работа в виртуальной лаборатории, посещение музея, экскурсия по городу. Применения этих возможностей нужно настойчиво искать в каждом учебном ЭИР независимо от предметной направленности.
Коммуникативность – это возможность (online, почти realtime) непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль состояния процесса. Все это достигается объединением компьютеров в глобальные и локальные сети. Отдельная возможность глобальных сетей
– доставка (offline, продолжительное время) цифровых информационных массивов пользователю. При этом массив записывается на некоторый носитель, а затем уже используется в реальном времени. Разумное использование телекоммуникаций и локальных сетей предоставляет огромные возможности для образования. Однако, при этом крайне важна взвешенная оценка методических преимуществ и технических ограничений сетей (особенно – глобальных) для выработки оптимальных решений.
Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск необходимой информации по ключевым определениям в базе данных, доступ к уникальным изданиям электронных библиотек и другие операции справочно-информационного характера мы с удовольствием и огромным облегчением перекладываем на плечи компьютера. Экономия времени и сил колоссальна, удобство и эргономичность работы порождают энтузиазм и прилив творческой энергии у любого пользователя Безусловно, заполнение таблицы базируется на несколько субъективной, экспертной оценке. Тем не менее, полученный результат сложно подвергнуть сомнению: наиболее эффективно применение компьютера (по существу, ЭИР) в практических занятиях. Действительно, становится возможной организация «виртуальных лабораторий», моделирующих лабораторию реальную во всех деталях, вплоть до перемещения, объединения объектов опытов, настройки и исследования изучаемых схем, узлов, систем. Далее, интерактив обеспечивает эффект «инструктор рядом», когда каждый обучаемый по любому вопросу, при любой ошибке в практикуме (например, при решении задач) получает подсказку, разъяснение, консультацию. Появляется возможность самого широкого использования ситуационных ролевых игр – одного из самых мощных инструментов практического обучения, особенно для дисциплин гуманитарного цикла.
• Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет. Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной степени моделирует деятельность преподавателя. Но эта модель далека от мощной «экспертной системы» специалиста-предметника, тем более не претендует на роль педагога-воспитателя.
• Электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, ЭИ должно быть нацелено на то, чего полиграфическое издание дать не может. Подчеркнем, что ЭИ не должно именно дублировать. Когда книги попросту нет, крайне полезен и электронный текст.
Третье соображение – «домашнее»: необходимо в полной мере использовать все возможности информационных и мультимедиа технологий как для повышения качества образования, так и для решения специфических для стран СНГ проблем педагогических кадров, некомплекта лабораторий, отсутствия культурной среды по объективным географическим и субъективным экономическим причинам. Одна из главных задач создателей ЭИР для образования – максимальная эффективность нового продукта. Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям. По существу компьютер дает нам:
• интерактив.
• мультимедиа.
• моделинг.
• коммуникативность.
• производительность.
Интерактив в переводе с английского означает всего лишь взаимодействие. Однако, именно взаимодействие (путем согласия или борьбы) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Понятно, что в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить. Здесь компьютер предоставляет революционные возможности, хотя в сухом изложении реализация сегодня выглядит достаточно просто. Не касаясь виртуальных тренажеров, стереошлемов и перчаток с датчиками, рядовой пользователь пока пользуется только «мышью», клавиатурой и (реже) микрофоном. Этих средств достаточно для выражения реакции обучаемого в ответ на аудио – видеоряд, предъявляемый компьютером.
Материалы по педагогике:
Методика обучения решению составных задач на
пропорциональное деление
Задача на пропорциональное деление включает три величины, связанные пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна или больше постоянных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Клас ...
Вопросы методики изучения
элементов наглядной геометрии
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...
Виды, средства и функции наглядности, возможности ее
применения в обучении иностранному языку
Ранее наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например, предъявляли учащимся выполненные в разны ...