При составлении комплексов физкультминуток, необходимо прибегать к требованиям к их проведению:
- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не даёт желаемого результата;
- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Комплекс состоит из 3-4 упражнений для различных групп мышц, повторяемых по 4-6 раз. Упражнения подбираются с учётом характера предшествующих учебных занятий и не должны утомлять или чрезмерно возбуждать детей. Так, после письменной работы в физкультминутку включают упражнения с движениями руками и энергичным сжиманием пальцев, потряхиванием кистями, поднятыми вверх, и др.; после длительного сидения - упражнения с приседаниями, на потягивание с глубоким дыханием, с поворотами туловища. Большой эффект дают комбинированные упражнения, например из исходного положения сидя, кисти к плечам, пальцы сжаты в кулаки, встать, потянуться, поднять руки вверх, разжать пальцы, сесть, положить руки на парту. При выполнении таких упражнений в активную работу вовлекаются мышцы-разгибатели позвоночника, устраняется часто наблюдающееся у первоклассников ощущение «онемения» пальцев после письма.
При составлении комплексов физкультурных минут важное значение придаётся последовательности выполнения упражнений. Рекомендуется следующий порядок выполнения:
- одно упражнение в потягивании (выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии, способствует вентиляции лёгких и ликвидации застойных явлений);
- одно упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса (особое внимание уделяется упражнениям на осанку);
- одно упражнение для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады, полуприседания и т.п.) в сочетании с простейшими движениями рук;
- одно упражнение на растягивание и расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;
- одно упражнение на внимание (ассиметричные движения рук, выполнение по словесному описанию и т.п.).
Упражнения следует проводить одно за другим без остановок. По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течение 5-6 секунд. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
- подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);
- выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений.
Если упражнения выполняются в проходах между партами, то амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученики не мешали друг другу. Комплексы проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Продолжительность выполнения комплекса – 1-2 минуты. Комплекс упражнений должен выполняться на протяжении 2-3 недель, после чего он сменяется новым. Разучивание комплексов упражнений проводится на уроках физической культуры, после уроков, или в другое свободное время под руководством учителя физкультуры или классного руководителя. Желательно, чтобы в течение каждой недели применялись два комплекса, поскольку в зависимости от характера работы будет выполняться тот или иной набор упражнений. На следующей неделе используются новые комплексы или старые, но под новую музыку, можно применить прежний комплекс, но с частичной заменой одного-двух упражнений новыми или предложить те же упражнения, но с другими исходными положениями. Это способствует повышению интереса учащихся к данному виду физкультурно-оздоровительной работы.
В старших классах физкультпаузы во время занятий проводятся, как правило, в учебно-производственных мастерских (на уроках труда). Продолжительность таких занятий составляет 4-5 минут. Проводятся физкультпаузы под руководством физорга или учителя труда.
Материалы по педагогике:
Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...
Проблемы профессионального
становления студентов из числа детей-сирот
Согласно статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или един ...
Взаимодействие ДОУ и семьи с целью гармонизации воспитания и развития ребенка
Семья и детский сад – это две активные составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из самых актуальных. Взаимодействие ДОУ и семьи является важным условием в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Совместные усилия ...