BriefEducation
Образование: теория и практика » Организация практической работы по развитию педагогического артистизма у будущего учителя английского языка » Понимание педагогического артистизма в трудах отечественных педагогов

Понимание педагогического артистизма в трудах отечественных педагогов

Страница 2

В свете этой проблемы нельзя не сказать об артистизме вообще, об актерском даровании и знаменитой отечественной артистической школе К.С. Станиславского.

Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера и режиссера. Они имеют ряд общих и отличительных черт.

Общие черты:

1. Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).

2. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актёра и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер.

5. Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах: - репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя; - технический период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя - "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; - период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывали в свое время А.С. Макаренко, а также современные исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Он выделил основные элементы, необходимые и для творчества актёра, и для репродуктивного творчества учителя: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, отличия в предмете представления (показывается не перевоплощение в другую личность, а личность учителя и отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога); в границах сферы деятельности (не в ином поле бытия, а в границах реального существования); в специфике общения (тяготеет к диалогу у актера и монологу у учителя); в продолжительности деятельности (у учителя дольше, чем у актера); в возможностях импровизации (у учителя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но необходима); в разнообразии программы деятельности (у учителя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д.

Проанализировав работы вышеназванных исследователей, мы пришли к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны. Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен сам овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма и в совершенстве владеть коммуникативными умениями (умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией), а ученики, воспринимая, копируя и "заражаясь" этими способностями и умениями учителя, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Развитие творческого потенциала слабослышащих школьников на музыкально-ритмических занятиях
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей ...

Формирование социокультурной компетенции учащихся начальных классов
Воспитание языковой личности в социокультурном аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода - включение социокультурного материала в ткань уроков родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личност ...

Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...

Разделы

© 2019 Copyright www.briefeducation.ru