В свете этой проблемы нельзя не сказать об артистизме вообще, об актерском даровании и знаменитой отечественной артистической школе К.С. Станиславского.
Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера и режиссера. Они имеют ряд общих и отличительных черт.
Общие черты:
1. Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).
2. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
3. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актёра и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер.
5. Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах: - репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя; - технический период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя - "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; - период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.
6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").
На известное сходство актерских и педагогических способностей указывали в свое время А.С. Макаренко, а также современные исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Он выделил основные элементы, необходимые и для творчества актёра, и для репродуктивного творчества учителя: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние.
О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, отличия в предмете представления (показывается не перевоплощение в другую личность, а личность учителя и отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога); в границах сферы деятельности (не в ином поле бытия, а в границах реального существования); в специфике общения (тяготеет к диалогу у актера и монологу у учителя); в продолжительности деятельности (у учителя дольше, чем у актера); в возможностях импровизации (у учителя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но необходима); в разнообразии программы деятельности (у учителя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д.
Проанализировав работы вышеназванных исследователей, мы пришли к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны. Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен сам овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма и в совершенстве владеть коммуникативными умениями (умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией), а ученики, воспринимая, копируя и "заражаясь" этими способностями и умениями учителя, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений.
Материалы по педагогике:
Воспитание гражданственности и патриотизма как педагогическая основа
подготовки старшеклассников к военной службе
В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества», и подчеркивается ответственность всех уровней управления образованием ...
Методика обучения решению составных задач на
нахождение четвертого пропорционального
Задача на нахождение четвертого пропорционального – это задача, в которой даны три величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью, из них две переменные и одна постоянная, при этом известны два значения одной переменной величины и одно из соответствующих значений другой перемен ...
Древесные и кустарниковые растения
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем биологии, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения, в том числе лабораторных работ. Рекомендуемый раздаточный материал для всех школ и может быть заготовлен силами учащихся во время осенней обрезки деревье ...