BriefEducation
Образование: теория и практика » Высшее образование и Болонский процесс » Системы студенческого самоуправления в университетах Европы и других стран

Системы студенческого самоуправления в университетах Европы и других стран

Страница 3

Одним из принципов Болонского процесса является активное участие студентов в качестве партнеров в управлении качеством образования. В частности, в документах Болонского процесса отмечено, что "студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях ", - говорится в Декларации министров высшего образования "На пути к европейскому пространству высшего образования" от 2001 года. лк ип фнс

Все мероприятия, все реформы в рамках Болонского процесса направлены, естественно, на создание оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов. Поскольку студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без обратной связи и активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. В свою очередь студенты должны ясно понимать задачи и цели Болонского процесса, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или иных проблем высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, а также их рекомендаций и пожеланий, содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления. Существует организация "Национальные союзы студентов Европы" (ESIB), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя тем самым 10 млн. студентов. Эта организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса. По принятому соглашению на совещание министров образования стран-участниц Болонского процесса каждая страна направляет делегацию, в которую входят 3 представителя министерства, ответственных за высшее образование, один представитель национального союза ректоров и один представитель национального союза (ассоциации) студентов. В июле 2004 г. Министерство образования и науки РФ совместно с Советом Европы провело в Москве международный семинар по проблемам участия студентов в управлении учреждениями высшего образования.

Что касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета - столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20-25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах.

Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза или министра образования. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги.

AStA - "всеобщий студенческий комитет" - так называется орган студенческого самоуправления, существующий во всех германских вузах. В нем, кроме нескольких штатных администраторов, работают на безвозмездной основе учащиеся, ежегодно избираемые на всеобщих университетских выборах. Финансовую независимость комитета обеспечивают студенческие взносы и дотации государства.

Спектр вопросов, которыми занимается комитет, весьма широк - от оказания помощи с поиском жилья и организации спортивных секций до проведения политических дискуссий. Главный критерий - это наличие интересов у студентов. При этом под "политикой" подразумеваются только вопросы, касающиеся непосредственно высшего образования. Так, в прошедшем учебном году по инициативе "Аст" в Германии проходили демонстрации против введения платы за обучение.

Поскольку существование органов студенческого самоуправления в Германии в большинстве округов предусмотрено законом, им позволено получать финансирование от студентов, которых они представляют. Это финансирование чем-то напоминает налог, который платит каждый студент за то, что студенческий совет отстаивает его права перед администрацией. Кроме того, студенческие союзы зарабатывают деньги, предоставляя студентам социальные услуги, такие как студенческие проездные билеты, гранты для неимущих, различные виды общественной и культурной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Теоритические парадигмы исследований здоровья
Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах включая Россию по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье ;исследования факторов риска; исследование самосохранительного поведения. Коротко рассмотрим их результаты: Совр ...

Домашние задания по физической культуре
Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потр ...

Этапы формирования навыка чтения
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

© 2021 Copyright www.briefeducation.ru