BriefEducation
Образование: теория и практика » Задачи и содержание работы по изучению элементов наглядной геометрии » Вопросы методики изучения элементов наглядной геометрии

Вопросы методики изучения элементов наглядной геометрии

Страница 2

В процессе обучения возникает потребность применения геометрической и логической терминологии, символики, чертежей. Так, уже во 2 классе введение буквенной символики помогает не только различать фигуры и их элементы, но и является одним из средств формирования обобщений. Например, запись ОК.

Опыт показывает, что учащиеся 1-3 классов с легкостью и интересом воспринимают не только очевидные простые, но иногда и трудные геометрические факты, поэтому учитель часто начинает недооценивать наглядный и практический подход к изучению геометрического материала, не выполняет минимума упражнений, помещенных в учебнике, обращает мало внимания на формирование практических навыков. Такой учитель встает на неверный и опасный путь формального ознакомления младших школьников с геометрическими фигурами. Он начинает знакомить детей с фигурами не путем их наблюдения, изготовления из бумаги и вычерчивания, а сообщая формальное определение, только словесным способом.

Например, учитель сообщает детям то определение понятия отрезка, которое ему самому запомнилось из школьного курса геометрии, думая, что этого будет достаточно для создания необходимого представления об отрезке.

Такой подход преждевременен. И если дети что-то и выносят из устного объяснения, то положительно воздействовать на них при этом будут не столько слова учителя, сколько показ чертежа отрезка. Более того, учитель должен хорошо помнить, что определить понятие – это значит точно выделить тот класс объектов, который охватывает данное понятие. Для этого мы должны знать все существенные признаки определяемого понятия и проверить, обладает данный объект всеми этими признаками или не обладает. Поэтому, чтобы понять определение отрезка, сообщаемое учителем, ребенок должен иметь отчетливые представления о прямой линии и ее свойствах, о некоторых точках прямой, которые в данном случае "ограничивают отрезок и принадлежат отрезку". Но и этого мало. Если учитель сообщает детям, что "отрезком называется часть прямой, ограниченная двумя точками", то может возникнуть различное истолкование данного предложения в связи с его неточностью. Действительно, о какой части прямой идет речь – о той, точки, которой принадлежат прямой и лежат между граничными точками; или о той части прямой, которая включает все точки прямой, кроме точек, лежащих между граничными (два луча). Как много должен знать ученик, чтобы в этом случае понять учителя! Другое определение отрезка, которое, к сожалению, часто используют учителя: "Отрезком называется часть прямой, ограниченная с двух сторон", обладает еще большими недостатками.

Учитель не пойдет по такому пути, если будет учитывать, что в процессе определения понятия каждый раз одно понятие (например, "квадрат") определяется через другое, более широкое ("прямоугольник"), которое в свою очередь так же может быть определено через еще более широкое понятие ("параллелограмм", "четырехугольник", "многоугольник"). Такую цепь определений нельзя продолжить бесконечно. В конце концов, мы приходим к понятиям, наиболее широким и общим, для которых невозможно указать ближайший род. Такие понятия называют основными (первичными и неопределенными).

Учитель должен хорошо представлять, что наличие основных (неопределяемых) понятий, как в науке геометрии, так и в школьном курсе геометрии неизбежно. Поэтому, например, он совершит грубую математическую ошибку, если будет ставить такие вопросы: "Что называется плоскостью? ", "Что называется прямой линией? ", "Что называется точкой? " и т.п., так как эти понятия основные, они не определяются через указание рода и видового отличия.

Нужно иметь в виду, что в школьном курсе геометрии по мере овладения учащимися геометрическими представлениями, от класса к классу система основных понятий меняется. В младших классах эта система более обширна. Например, в 1-3 классах такие понятия как "отрезок", "многоугольник", "угол" и т.п., являются неопределенными. Но уже в 4 классе они определяются. Из этого следует, что учащимся начальных классов не имеет смысла задавать вопрос: "Что называется (что такое) отрезком? Что называется многоугольником? Что называется углом? " и т.п. Так как понятия "отрезок", "многоугольник", "угол" являются здесь неопределенными, но уже можно ставить вопрос: "Что называется треугольником (четырехугольником, пятиугольником) ? " Дети могут отвечать на этот вопрос примерно так: "Треугольник – это многоугольник, у которого три угла (вершины, стороны)". Здесь можно давать несколько избыточное определение прямоугольника как четырехугольника, у которого все углы прямые.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Программа формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры в изобразительной деятельности. Формирующий этап эксперимента проходил на базе специальной (коррекционной) школы-интернатаVII ...

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Нервная система координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Нервная система обеспечивае ...

Культура и быт русского народа в экспозициях школьных музеев
Музей крестьянского быта в школе №37 официально был открыт 21 октября 2003 г. Причиной его создания послужила программа М.Ю. Новицкой «Родная земля», опубликованная в сборнике курсов для учителей образовательных учреждений. После прочтения этого сборника Романцова Надежда Ивановна (будущий руководи ...

Разделы

© 2020 Copyright www.briefeducation.ru