Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.
Презентации – наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:
обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.
Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ – конструкторов тестов.
Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и / или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.
Материалы по педагогике:
Развитие речевых навыков у учащихся на старшей ступени обучения
На старшую ступень учащиеся приходят, усвоив тысячу с лишним лексических единиц и довольно значительный материал по грамматике и словообразованию. В 8—10-м классах они должны усвоить еще свыше полутора тысяч лексических единиц и новый материал по словообразованию, морфологии и синтаксису. Естествен ...
Анализ опыта школ по поддержке здоровья младших
подростков
Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Не секрет, что одна из причин слабого здоровья школьников – это неправильная организация учебного п ...
Медицинское и юридическое понятие алкоголизма и наркомании
Для понимания алкоголизма и наркомании как явления необходимо дать толкование этих понятий с медицинской и юридической точки зрения. Ст.62 УК РСФСР говорит о применении мер медицинского характера к хроническим алкоголикам и наркоманам. В медицинской литературе нет устоявшейся, точной терминологии. ...