Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой – физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления. Не менее важна в развитии воли и игровая деятельность. Подвижные, развивающие смекалку игры производят сдвиги не только в умственном и эмоциональном развитии ребенка, но и в выработке или преобразовании его воли. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях.
Таким образом, развитие волевых качеств ребенка – дошкольника происходит при соблюдении ряда условий:
1. Соблюдение твердого режима дня.
2. Воспитание самостоятельности ребенка.
3. Сознательная дисциплина ребенка.
4. Правильно организованная игровая деятельность.
5. Достаточное физическое воспитание.
6. Личный положительный пример взрослых.
7. Систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни.
8. Участие в жизни коллектива.
9. Воспитание средствами художественной литературы и кино.
Учитывая вышесказанное, возникает необходимость поиска оптимального пути для развития волевого поведения детей дошкольного возраста или выбор метода. Для решения этой задачи необходимо классифицировать методы, которые условно можно разделить на три группы:
I. Методы формирования сознания личности.
1. Рассказ.
2. Объяснение.
3. Разъяснение.
4. Пример.
5. Этическая беседа.
II. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
1. Упражнение.
2. Приучение.
3. Педагогическое требование.
4. Общественное мнение.
5. Поручение.
6. Воспитывающая ситуация.
III. Методы стимулирования поведения и деятельности.
1. Соревнование.
2. Поощрение.
3. Наказание.
4. Создание ситуации успеха.
Материалы по педагогике:
Организация восприятия пейзажа детьми дошкольного возраста
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив ...
Основные методологические подходы в педагогике
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...
Понятие индивидуальной формы обучения
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному приемнику, занимаясь с ним индивидуальн ...